Как часто мы покупаем что-то не особо нужное, иногда даже не понимая, зачем это нам надо? Шопоголизм – следствие не только психологических проблем одного отдельно взятого покупателя, но и грамотной политики рекламщиков. Они так тонко играют на наших эмоциях, связывая их с рекламируемым товаром, что мы просто не можем удержаться от покупки. Понятие «капитал бренда», используемое в рекламе, говорит именно о наших преобладающих эмоциях – чем больше позитивных эмоций вызывает товар, тем охотнее мы его приобретем. Рациональный анализ в такие моменты просто отключается. К примеру, покупатель больше доверяет товару, который стоит дороже по сравнению с аналогичным товаром у конкурента по более низкой цене. На уловки маркетологов попадаются все – и простые люди, и профессионалы, целиком доверяя той информации, которую предоставляет нам реклама. Стоит только запустить маховик позитива в отношении того или иного бренда, как отключается критическое мышление, и мы готовы воспринимать только факты, подтверждающие наше желание покупки, отфильтровывая любой негатив. Этот прием часто используют в рекламных роликах, показывая пару продуктов одинакового назначения – к примеру, стиральные порошки или мыло.
Немаловажную роль играет и визуальное представление – грамотная упаковка способна продать любой продукт. Одним из ходовых приемов – приглашение в качестве лица бренда известную популярную личность. Также нас часто обманывают иллюзорным эффектом комфорта и расслабленности, ассоциируя продаваемый товар с приятной аурой. Для этой цели в роликах служат всевозможные идеальные семьи, безупречные офисы с доброжелательными смеющимися коллегами-друзьями и так далее. Конечно, мы понимаем, что в жизни такого не бывает, но мы невольно ассоциируем себя с героями роликов.
Зная и понимая все эти механизмы, можно уберечь себя от бесконтрольного потребления. Когда в следующий раз в магазине ваша рука потянется, чтобы взять что-то с полки, задумайтесь на секунду, а какие именно ассоциации вызывает у вас этот продукт? Вам примелькался рекламный ролик с этим брендом? Вспомните его и постарайтесь разграничить рекламу и реальность.